Работа над лексической темой 

 

Родителям рекомендуется проводить работу с детьми по закреплению лексической темы:

Рассматриваем с ребёнком предметы или изображения предметов, даём название (отмечаем цвет, форму, размер, определяем на ощупь).

Закрепляем обобщающее понятие («овощи», «посуда», и т.д.).

Показываем и называем части предмета (у машины - кабина, колёса, кузов…).

Показываем и называем материал, из которого сделаны предметы.

Рассказываем о профессиях, связанных с данной темой («Хлеб» - хлебороб, пекарь, комбайнер…).

Рисуем или наклеиваем картинки по теме.

Читаем художественную литературу по теме.

Играем в настольные игры по теме.

Игры на расширение словарного запаса

«Лото», «Домино» (предметные картинки).

«Какой? Какая? Какое? Какие?», «Подбери признак»

(подбор прилагательных к существительному)

платье (какое?) новое, нарядное, красивое…

«Что делает?», «Подбери действие» (подбор глаголов)

дождь (что делает?) капает, идёт, льёт…

«Кто у кого?», «Назови детёнышей», «Назови семью животных»

Кот – кошка – котёнок - котята…

«Кто где живёт?»

Лошадь – в конюшне, белка – в дупле…

«Кто что делает?»

Пекарь – печёт хлеб, комбайнёр – убирает хлеб с поля…

«Кому что нужно для работы?»

Продавцу – товар, весы, касса…

«Кто чем управляет?»

Машинист – поездом, водитель – машиной…

«Скажи наоборот» (подбор антонимов)

Большой – маленький…

Игры на закрепление грамматических категорий

«Один-много» (образование существительных И.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч.)

яблоко – яблоки - много яблок

«Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

яблоко – яблочко

«Из чего – какой?» (образование прилагательных от существительных)

Мяч из резины – резиновый мяч,

Варенье из яблок – яблочное варенье,

Носки из шерсти – шерстяные носки

Шуба из меха – меховая шуба.

«Весёлый счёт», «Посчитай до 5» (согласование существительных с числительными)

Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов.

«Мой. Моя. Моё. Мои» (согласование существительных с местоимениями в роде, числе).

Мяч – это мой мяч, кукла – это моя кукла, ведро – это моё ведро, игрушки – это мои игрушки.

«Чей? Чья? Чьи? Чьё?» (образование притяжательных прилагательных)

Хвост (чей?) - лисий хвост.

«Что делает? Что делают?» (образование глаголов мн.ч.)

Мальчик играет – мальчики играют

«Назови – где?», «Скажи где?» (употребление предлогов: на, с (со), в, из, за, под, из-за, из-под).

Мишка на стуле, мяч под столом…

«Исправь ошибку» (употребление окончаний прилагательных в ед.ч. и мн.ч.)

Летний солнце, красная помидор.

«Что делал? Что сделал?» (глаголы соверш. и несоверш.вр.)

Я убирал – я убрал, мыл – вымыл…

«Семейка слов», слова-родственники (подбор однокоренных слов) кот – котик, котенька, котище, коток, котяра…

Образование глаголов с помощью приставок

Шить – зашить, подшить, пришить, перешить,..

Игры на развитие психических процессов

«Что изменилось?» (ряд картинок, запоминаем, меняем местами, восстанавливаем ряд)

«Что напутал художник?»

Отгадывание загадок (по теме)

«Что лишнее?», «Кто лишний?»

«Запомни и повтори» (на слух запомнить и повторить ряд слов)

«Какие предметы спрятались на картинке?

«Найди два одинаковых предмета», «Найди такой же»

«Кого не стало?», «Чего не стало?»

«Узнай по контуру»

«Разрезные картинки»

Подготовила Т.В. Сачко