Логопедические игры на кухне 

Жизнь современного родителя перегружена: перегружена работой, бытовыми обязанностями, зачастую родителям не хватает времени заниматься с детьми. В основном дети заняты просмотром телевизоров, планшетов, иногда играют в игрушки самостоятельно. Реже читают сказки с родителями, а специально организованные игры на развитие речи большая редкость. Что же делать? Как же помочь ребенку развивать речь? Конечно с ребенком надо разговаривать.

Теперь встает вопрос, когда же это делать?

Каждая мама придя домой идет на кухню готовить. А что в это время делает ребенок? Идет за мамой. Это время и можно использовать для общения с ребенком, да и различных материалов для игр на кухне более чем достаточно.

Здесь я Вам представляю игры, в которые можно играть на кухне.

Все игры можно разделить на следущие группы:

ØИгры на развитие мелкой моторики рук;

ØИгры на формирование правильной воздушной струи;

ØИгры на развитие звукового восприятия;

ØИгры на обогащение словарного запаса;

ØИгры на развитие грамматического строя речи.

Игры на развитие мелкой моторики рук

Предложите ребенку перебрать горох, рис, гречку или даже пшено. Крупу можно перебирать, просеивать через сито, пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так;

Искать спрятанные в крупе мелкие игрушки;

Рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манной крупой;

Делать аппликации крупой на пластилине или клее; аппликация из яичной скорлупы.

Проталкивать горошины или фасоль в узкое горлышко бутылки;

Нанизывать макароны на шнурок и т.д.

Лепить из соленого теста. Рецепт приготовления: стакан муки, стакан соли, пол стакана воды (ее можно подкрасить), можно добавить пару капель подсолнечного масла. Лепите на здоровье!

Игры на формирование правильной воздушной струи

  • Наберем в тазик воду, опустим туда кораблик, мячик и т.д.. делаем вдох носом, выдыхаем ртом, не надувая щек;
  • В емкость наберем воду и дуем в трубочку, усложнение киселём, чем гуще кисель, тем сложнее упражнение;
  • Остудим чай, задуй свечку;
  • «Змейка», отрываем кусочек салфетки, кладем его на кончик языка и дуем.

Игры на развитие звукового восприятия

  • Насыпаем в баночки крупы, должно быть не менее двух одинаковых баночек. Затем просим ребенка найти одинаково звучащие баночки.
  • Повтори - Ребенок сидит на стульчике, а взрослый в это время задает определенный ритм, отстукивает его по стакану, можно усложнить попросить ребенка закрыть глаза. После этого взрослый просит повторить ребенка только что услышанный ритм, прохлопав его в ладоши.
  • «Составим меню». Например, в понедельник будем готовить Пирожки, Печень и картофельное Пюре, во вторник — Ватрушки или Вареники, суп с Вермишелью; в среду – сырники, рассольник и спагетти и т.д. Заодно и дни недели выучите.
  • Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т.д.
  • Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р], [Л], [С] и т.д.

Игры на обогащение словарного запаса

  • «Угощаю». Малыш называет «вкусное» слово и «кладёт» его вам на ладошку, затем вы ему, до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «соленые», «сладкие», «кислые», «горькие», «холодные» слова (например, называйте только «сладкие» слова: мед, конфета, арбуз…).
  • «Подбери слова». Мама просит малыша назвать «только посуду», «только овощи», «только фрукты», «только мебель» (можно дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты» и т. п.).
  • «Для чего это нужно?». Спросите у ребенка или объясните и покажите ему, зачем нужен половник, дуршлаг, терка, солонка…

Подборка игр на развитие грамматического строя.

  • «Приготовим сок». Из яблок сок…(яблочный), из моркови…(морковный) и т.п. А затем наоборот: апельсиновый сок из чего? (из апельсина)…
  • «Из двух – одно». Поучите малыша составлять из двух слов одно (кофе мелет - кофемолка, мясо рубит- мясорубка, сок выжимает соковыжималка…).
  • «Где что спряталось?». Попросите малыша помочь найти «спрятавшиеся» предметы: кастрюлю, половник, табуретку… Оказывается, кастрюля «прячется» в шкафу, половник – на полке, табуретка – под столом, вилка лежит около ложки и т. д. А что висит на стене, стоит в холодильнике, лежит под шкафом, около стула?

Обязательно используйте эти идеи и придумывайте свои варианты логопедических игр, ведь регулярные занятия на развитие речи и мелкой моторики – залог успешного и своевременного овладения ребенком этой важнейшей способностью.