Использование сказок в развитии речи и обогащении словаря дошкольников 

 

«Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь»

Ганс Христиан Андерсен.

Родители обычно с особым нетерпением ожидают появления у ребенка первых слов. Именно с накопления словарного запаса мы и начнем наш разговор о развитии детской речи. Каждому ясно - чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь.

Одними из первых художественных произведений, с которыми знакомятся дети, являются сказки. Язык сказок яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов, повторов.

Ценность чтения художественной литературы, в том числе сказок, в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Очень важно семейное чтение. Оно имеет весомый вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоций. Чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме. Сказка дает великолепный общий язык для взрослого с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого (тем более, что это взрослые чего-то хотят). Язык сказки их естественно сближает.

Из сказок дети получают первые представления о времени и пространстве, связи человека с природой, предметным миром, стараются понять, что такое храбрость и стойкость, добро и зло.

Обучение по сказке превращается в увлекательную игру, путешествуя вместе с героями сказки и опосредованно, у ребенка формируются, уточняются детские представления об окружающем, расширяется кругозор, развиваются психические познавательные процессы.

Яркие и интересные прозвища персонажей сказок (мышка-норушка, лягушка-квакушка, лисичка-сестричка и т.д.), поступки и действия героев открывают детям мир человеческих взаимоотношений. По содержанию сказки, связи между содержанием и каким-либо метким выражением (пословица, поговорка) дети приучаются мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нем поучение, нравственный урок.

Традиционное общение со сказкой – чтение, рассматривание иллюстраций, знакомство со словарем терминов и понятий, образных характеристик персонажей. Чтение сказок можно дополнить малыми фольклорными формами – загадками, потешками.

Без сказки, живой, яркой, завладевающей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление и детскую речь как определенную ступень развития человеческого мышления и речи.

Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.

Именно в народных сказках имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка, легко воспринимается детьми, на еѐ основе у детей развиваются мышление и воображение.

Чтение народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство родного языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки образные выражения, делает их достоянием собственной речи.

В данной консультации мы познакомим вас, родители, с тем, как можно использовать сказку, чтоб развивать речь, мышление, воображение, нравственно - моральные качества ребенка.

1.Сказку нужно прочитать. Желательно не один раз.

2.Сказку необходимо обсудить. Например, почитав сказку «Козлятки и волк» можно задать такие вопросы:

-О ком эта сказка?

-Что случилось с главными героями?

-Почему коза уходила в лес?

-Что наказывала коза козлятам?

-Как волк хотел забрать козлят?

-Каким голосом волк пел песенку козы?

-Как мама коза спасла козлят?

-Какая мама коза?

-Какой волк?

-Какие козлятки?

-Как ты думаешь, что козлятки делали ,когда коза уходила в лес?

3.Со сказкой можно поиграть:

1.Знакомые герои в новых обстоятельствах.

Данный метод развивает речь, фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых данные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке зоопарка или в лифте многоэтажного дома).

2.Коллаж из сказок.

Придумать сюжет новой сказки, в которой Баба-Яга встретила в лесу колобка, и они вместе отправились в гости к лисе в ледяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций может быть множество. Можно преподносить в игровой ситуации: Однажды в большой и толстой книжке со сказками перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна – лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кощея Бессмертного, как попал в другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего – пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Как ему помогли герои из других сказок? Кого он встретил на своем пути?

Или Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Погоревали они, и пошли искать спасения. Встретили старика Хоттабыча, но он забыл заклинание.

Царевна-лягушка повстречала Мальчика с пальчик и просит ей помочь: придумать заклинание, чтобы победить злого волшебника.

Или Кощей Бессмертный требует от золотой рыбки исполнения своих желаний.

3.Сказка от считалки.

Считалка разучивается наизусть, обыгрывается несколько раз в подвижных играх. Затем предлагается загадочное начало, идущее от ее содержания.

Считалка: «Катилось яблоко мимо сада, Мимо сада, мимо града, Кто поднимет, тот и выйдет». Начало сказки: «Но яблоко было волшебное, добрых людей оно превращало в…, а злых в…»

4.«Перевирание сказки» или «Знакомая сказка по-новому».

Герои наделяются противоположными чертами характера. Воспитатель: «Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры – добрые трудолюбивые девочки. Как вернуть прежнюю Золушку и оставить добрыми сестер? Или Красная Шапочка злая, а волк – добрый и т.д.

Или педагог рассказывает: «Жила-была девочка, звали ее Желтая шапочка». Дети спешат поправить (Да, я забыла – Красная). «Отправилась девочка в гости к тете». Дети принимают игру. Важно во время рассказа удивиться своей «забывчивости» с помощью тона, мимики, жестов, восхититься хорошей памяти детей и предложить рассказать знакомую сказку на новый юмористический лад.

5.Сказка от загадки.

Например: «Ни окон, ни дверей — полна горница людей».

Загадки по сказкам

1. Она была очень нежная и избалованная, из-за этого плохо спала («Принцесса «).

2. Он любил петь и из-за этого поплатился жизнью («Колобок»).

3. Она вошла в чужой дом и что-то испортила. Семья животных пострадала из-за того, что кто-то не закрыл дверь («Три медведя»)

4. Она не выполнила просьбу родителей и ей пришлось искать брата(«Гуси-лебеди»).

6. Сказка от фразеологизмов.

Стойкие слова и словосочетания, поговорки, взятые порой из сказок и житейских ситуаций, сами довольно часто служат удачной отправной точкой для создания сказочных сюжетов.

С одной стороны, использование фразеологизмов помогает детям глубже понять их переносный смысл, а с другой, стимулирует словесное творчество. Педагог знакомит детей с поговоркой (словосочетанием), помогает понять ее, а потом начинают вместе сочинять.

Фразеологизм «Крокодиловы слезы».

Начало сказки: «Каждое утро капризный мальчик лил крокодиловы слезы. Это всем ужасно надоело…»

Фразеологизм «Лакомый кусочек».

Начало сказки: «Идут два товарища и вдруг на тропинке видят лакомый кусочек – шоколадное яйцо с игрушкой внутри…»

6.Сказка от задачки.

В этом качестве лучше использовать шуточные или стихотворные задачки.

Задачка: «Купила мама десять яиц и несла их в корзине. А дно упало. (а дно — одно – игра слов). Сколько яиц осталось?». Начало сказки: «Все девять яиц разбились, а одно нет. Когда мама взяла его в руки, оно почему-то задвигалось…»

7.Сказки от стишков.

Существует множество коротких стишков, где как бы просится продолжение. Так почему бы не сделать его сказочным?

Стишок: Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Начало сказки: «Проснулась хозяюшка утром…или Один прохожий вдруг увидел на скамейке комочек...»

Стишок: Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик,

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

Начало сказки: «Таня не зря плакала, так как мяч был не резиновый, а волшебный…»

8.Сказки от фантастических явлений.

Представь, что ты можешь уменьшиться до размеров муравья. Какое бы у тебя было любимое занятие? Чего бы ты опасался? Захотел бы стать прежним? А теперь давайте сочиним сказку про муравья-мальчика.

Или представь, что:

— из крана на кухне полился мандариновый сок;

— из тучи вместо дождя стал падать изюм;

— люди придумали таблетки, чтобы не спать;

— мама с папой купили ковер, а он оказался волшебным.

9.Сказка продолжается.

Что было после окончания сказки? Репку вытащили, а как ее делили? Кто мешал при этом? Как поделили?

Или Колобка съела лиса. А может быть Колобок в животе у лисы, с помощью волшебных слов превратился в великана и стал мешать лисе?

10.Изменение ситуации в знакомых сказках.

Воспитатель вместе с детьми договаривается, что можно изменить в знакомой сказке. Золушка, убегая от принца, потеряла не башмачок, а что-то другое. Что потеряла она, и как принц нашел ее по этому предмету, вещице?

«Волк и семеро козлят». Новая ситуация – волку мешает медведь, который зовет его на день рождения.

«Сказка о рыбаке и рыбке». Рыбка сама захотела встретиться со старухой.

11.Бином фантазии.

Взять за основу два объекта, которые трудно объединить в сказочном сюжете.

Пары: слон и ручка. Начало сказки: «Однажды слон решил написать письмо своему другу жирафу Гуньке. Но писать он не умел…»

Пары: обезьяна и очки. Начало сказки: «Бабушка обезьянка решила связать носочки своей внучке, да забыла, куда дела очки…»

Пары: волк и коньки. Начало сказки: «Однажды волк решил стать фигуристом…»

12.Сериал в сказке.

Нужно взять за основу любимые сказки и составлять множество серий.

«Золушка»

1 серия – традиционная сказка,

2 серия – Золушка становится великаном,

3 серия – Золушка – невидимка,

4 серия – как жили дальше мачеха и дочери и т.д.

«Колобок»

1 – традиционная сказка,

2 – как спасти Колобка,

3 – у Колобка появляется рюкзак с сюрпризом,

4 – Колобок меняет шапочки (красные, белые, зеленые),

5 – у Колобка появляется нос Буратино и т.д.

14. Сказки о любимых игрушках.

15. Сказки от превращений.

Я превращаюсь в кота. Начало сказки: «Скучно мне стало жить у хозяйки, и я пошел на улицу…»

Я превращаюсь в бабочку. Начало сказки: «Как хорошо летать над цветочками и видеть все сверху. Но однажды…»

16. Сказки от одного слова.

Мальчик. Начало сказки: «Жил-был на свете мальчик, который…»

17. Сказки по картинкам, рисункам.

18. Сказки с новым концом.

«Три медведя». Новый конец: «Маша подружилась с медведями…»

«Репка». Новый конец: «Вытянули не репку, а клад…»

19. Сказка с середины.

Детям предлагается начало и конец сказки. Задача – сочинить середину. «Однажды дети пошли в лес. Вдруг они увидели… Теперь он самый лучший друг ребят».

20. Сказки про самого себя.

Дети любят слушать, что же случилось или могло случиться с ними и их близкими. Сказка навсегда останется способом формирования и обогащения правильной развитой речи. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и мы, педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и прививают ему любовь к художественной литературе.

Литература:

  • 1.http://praleska-red.by.
  • 2.Учебная программа дошкольного образования/ Министерство образования Республики Беларусь.- Минск; Национальный институт образования, 2019.

Подготовил: воспитатель Стражевич В.В.